Боже, храни королеву!Фриппертроникс - музыкальный опыт, выражающийся во взаимодействии Роберта Фриппа с небольшим, мобильным и приемлемого уровня технологии устройством - точнее, его гитарой Фриппельбордом и двумя Ревоксами. Система записи, в которой два Ревокса формируют петлю сигнала и звуковую прослойку, была представлена мне в июле 1972 года Брайеном Эно в его маленькой гостиной, где мы записывали музыку, ставшую первой стороной "No Pussyfooting". Справедливости ради скажу, что я понял, что эту технику независимо друг от друга открыли несколько исследователей. Один из примеров того, как он использовал эту систему для себя, можно услышать на LP "Discreet Music" /1975/ и в сокращенной форме в пьесе "Wind on Wind" на совместной работе Фриппа и Эно - LP "Evening Star" /1976/. Моя собственная работа с этим началась в июне 1977 г. в Нью-Йорке и впервые использована в записи LP "Sacred Songs" Дэрила Холла - альбома, который я продюсировал в августе/ноябре того года. Первое публичное представление Фриппертроникс, для которого и был выдуман этот термин, было дано совместно с Joanna Walton's Mooncowisms to Two Houses в "Китчен" - художественно-концертной галерее в Сохо /Нью-Йорк/, в воскресенье 5 февраля 1978 г. Те две пьесы предполагались как взаимодополняющие камерные произведения для аудитории друзей, приглашенных в салон Джоанны, но для расширения сферы их действия исполнение было перенесено в "Китчен". Термин "фриппертроникс" был выбран для того, чтобы отделить мою сольную работу от предыдущих разработок, осуществленных с различными группами и музыкантами таким образом, чтобы это неформальное спонтанное событие не смогло бы стать слишком многообещающим. Чтобы пояснить это, в своем речевом вступлении я отказался участвовать в ставших нормальными вампирических взаимоотношениях между аудиторией и исполнителем, сохранив за собой право быть скучным и неинтересным, но иногда опускаясь до остроумных едких аллегорий для того, чтобы произвести впечатление на присутствовавших критиков, убивать время - в общем, выглядеть соответственно надоедливости звучания. А аудитория имела полное право реагировать так, как ей хотелось. Существует 2 категории frippertronics: "чистая" и "прикладная". "Прикладная" - это прием, когда фриппертроника используется в ансамбле как альтернатива традиционным аранжировке и оркестровке - натуральным либо синтетическим. "Чистая" - это образцы-применения фриппертроники в одиночку, и сама по себе она имеет. 2 категории: "пространственная", или "обволакивающая" в том смысле, который придает ей Брайен Эно - ее /в силу ее благозвучия/ можно игнорировать или пропускать мимо ушей. А вот "императивная", или "навязчивая" фриппертроника, наоборот, требует внимания, чтобы следить за логикой ее развития. Бросок в 1981 год, начавшийся 11 сентября 1978 г. - целая компания, шедшая на трех уровнях: во-первых, на рыночном /но она не управлялась системой ценностей рынка/, во-вторых, как средство изучения и опубликования части близких моему сердцу идей, и, в-третьих, как персональная дисциплина. Мне кажется, фриппертроника - идеальное средство насыщения энергией драйва. И с апреля по август 1979 г. я предпринял небольшое, мобильное и, надеюсь, не слишком известное турне по Европе и Сев. Америке, обычно заключавшееся в бесплатной игре в ресторанах, конторах, магазинах грампластинок, кинотеатрах, клубах и центрах искусств. Главное, чего я добивался - представить импровизированный, "обычный" концерт фриппертроники так: Фриппертроника есть попытка помочь человеческому контакту в месте представления. В 1974 г. я оставил King crimson по нескольким причинам. В смысле профессиональном это было в основном результатом снижения возможности к любому реальному контакту между аудиторией и исполнителями. Это показалось мне вызванным тремя основными причинами: во-первых, увеличением численности аудитории на рок-концертах; во-вторых, общепринятое представление о рок-музыке как о зрелищном мероприятии, эдаком "спорте"; и, в-третьих, вампирическими взаимоотношениями между аудиторией и исполнителем. Помимо прочих целей, фриппертроника имеет возможность сделать три шага к идиотизации или, если хотите, к интеллигентности: 1. Сокращение аудитории рок-концертов до 10+250 чел. В такой ситуации вместе с активным восприятием и отказом от попыток "законсервировать" концерт на фонограмме или видеоленте повышается вероятность того, что произойдет нечто весьма значительное. Технически многое зависит от звукозаписи - таким образом, "базовые петли" фриппертроники генерируются на концерте и позже остаются на ленте. Вся фриппертроника этого альбома взята из "фриппертроникс-турне" 1979г. "Red Two Scorer" - 1-я вещь из дневного концерта в Tower Records, Berkeley, 30 июля 1979 г., "God Save the Queen" и "1983" - 1-я и 2-я вещи с вечернего концерта в Bear's Layer, Berkeley, 30 июля 1979 г Один джентельмен из аудитории Bear's Layer попросил меня сыграть "Star Spangled Banner" в память о 10-й годовщине Вудстока Я ответил, что поскольку эту вещь тогда, на Вудстоке, играл другой гитарист, может быть, для меня, как для англичанина, было бы более приемлемо сыграть "God Save the Queen" и я сымпровизировал петлю на начальных нотах этого гимна. Практически, как только петля была готова, я перемотал ленту и во время воспроизведения петли солировал, одновременно преобразуя сигнал в стереофонический. Ни одного из этих соло на пластинке нет Для этого альбома я, сделав над собой значительное усилие, оставил лишь оригинальную петлю, но я думаю, что сама по себе фриппертронизированная гитара обладает некоторыми качествами, делающими ее достойной фиксации на магнитной ленте. Я хотел назвать этот альбом "Music for sports", но потом решил не вторгаться в область, разрабатываемую моим другом Брайеном Эно, чья работа с "пространственным" звуком теперь довольно известна и требует от меня определенной поддержки. На моем личном опыте я убедился /см. первоначальное название альбома/, что "фриппертроника" "работает" во многих жизненных ситуациях. Призываю слушателя поэкспериментировать с ситуациями, где можно использовать эту музыку в качестве аккомпанемента для широкого спектра полезной деятельности и как тренировочный материал для выработки активного восприятия. Роберт Фрипп Роберт Фрипп да падет власть!Мы уже вступили в ту эру, когда широко распространилась и ускоряется эрозия широкого спектра маленьких личных свобод, к которым мы привыкли и которые часто признаются конституцией и законом. Привлечь к этому внимание - совершенно необходимо в смысле полемики. "Соблюдение приличий противоположения", которое предложил виконт Саймондс, - современная альтернатива богохульству и ереси. Направление на 1981 год соблюдало те приличия. Небольшое подвижное турне фриппертроники по ресторанам, магазинам грампластинок, офисам, столовым, музеям, клубам, кинотеатрам, телестудиям, включая выступление на фестивале в Монтерее, приводило меня в Канаду, Англию, Германию, Швецию, Данию, Бельгию, Голландию, Францию, Швейцарию, Испанию и США между апрелем и сентябрем 1979 года. Среди прочего, я получил детальное представление о деятельности фирмы "ПолиГрам" на двух Континентах вообще, что было бы невозможно для любого другого члена этой организации. Встретившись с противоречиями того, что я увидел, я начал писать серию статей, касающихся политики и экономики музыкальной индустрии. Они были опубликованы журналами "Musician, Player and Listener magazine" в Америке и "Sound International" в Англии. Я подходил к этому с позиций критической доброжелательности и обязательного желания изменить ситуацию изнутри. Насколько мог, я пытался быть беспристрастным и уважать стороны, придерживающиеся разных взглядов. По моему убеждению, вся политическая деятельность, направленная на изменение средств труда, неэффективна без изменения наших способов труда, а это является, в сущности, личным делом. Если мы изменим наш способ делания чего-либо, неизбежно последует структурная перемена. Если мы стремимся к такой личной перемене, нам необходима дисциплина, а единственная эффективная дисциплина - это самодисциплина. Внешняя дисциплина, т. е. контроль, нормальное руководство авторитарными органами вырабатывает по меньшей мере равное противодействие. Эффективность контроля, умноженная технологией и направленная на внешние стороны, только порождает де -контроль во все более возрастающих размерах. Это не является необходимым и в еще меньшей степени -неизбежным; а уход от этой тенденции должен быть постеленным и в основе своей - личным. Но музыка для нас - тот друг, с которым надо считаться в трудные минуты. Музыканты-гастролеры склонны относиться к своим прошлым турне с содроганием. За все 12 лет моей гастрольной деятельности гастроли фриппертроники из которых взят этот альбом, были самыми тяжелыми, самыми многообещающими и плодотворными. Это единственные гастроли, о которых я вспоминаю без сожаления. Я многим лично обязан Крису Уитерс - Грину, который проехал со мной через всю Европу, Фреду Шухману, проехавшему всю Северную Америку, и Энн и Эду из "Е. G. RECORDS" в Нью-Йорке. Эта экспедиция была бы невозможна без них. Гастроли начались в небольшом офисе "ПолиГрам" в Монреале в 1979 году. И в Монреале же я счастлив сейчас писать эти заметки, и я с благодарностью признаю поддержку и здоровый скептицизм многих людей на музыкальном рынке, как продавцов, так и покупателей. "1985" был, первой, а "1984" - второй пьесами, исполненными в ванкуверском театре на Робсон-сквер 4 августа 1979 года, а "1987" - 6 августа. "1986" - вторая пьеса с концерта в "TOWER RECORDS", Беркли, 30 июля 1979 года /первая - "Red two scorer"/. "1988" взята из концерта в Уолкеровском Центре Искусств в Миннеаполисе 22 июня, а "1989" - с концерта в Мэбахи-Гарденз, Сан-франциско, 29 июля. Этот альбом начинается там, где заканчивается "Боже, храни королеву". Таким образом, альбом Лиги Джентельменов - продолжение моего интереса к танцевальной музыке, первоначально выраженного в Дискотронике и представленного на "Тяжелым манером". "Да падет власть!" можно рассматривать как пятый шаг в трилогии на Направлении к 1981 году. Он завершает мое обязательство по записи пластинок в этой первой трехлетней кампании. Следующий шаг - дисциплина, первый шаг на Наклонении к 1984 году, моей второй трехлетней кампании в сфере рынка. Шато-Версаль, Монреаль 23 февраля 1981 года 1. Можно функционировать внутри любой структуры.
|