Robert Fripp - Guitar Craft

 

Боже, храни королеву!


 

Фриппертроникс - музыкальный опыт, выражающийся во взаимодействии Роберта Фриппа с небольшим, мобильным и приемлемого уровня технологии устройством - точнее, его гитарой Фриппельбордом и двумя Ревоксами. Система записи, в которой два Ревокса формируют петлю сигнала и звуковую прослойку, была представлена мне в июле 1972 года Брайеном Эно в его маленькой гостиной, где мы записывали музыку, ставшую первой стороной "No Pussyfooting". Справедливости ради скажу, что я понял, что эту технику независимо друг от друга открыли несколько исследователей.

Один из примеров того, как он использовал эту систему для себя, можно услышать на LP "Discreet Music" /1975/ и в сокращенной форме в пьесе "Wind on Wind" на совместной работе Фриппа и Эно - LP "Evening Star" /1976/. Моя собственная работа с этим началась в июне 1977 г. в Нью-Йорке и впервые использована в записи LP "Sacred Songs" Дэрила Холла - альбома, который я продюсировал в августе/ноябре того года. Первое публичное представление Фриппертроникс, для которого и был выдуман этот термин, было дано совместно с Joanna Walton's Mooncowisms to Two Houses в "Китчен" - художественно-концертной галерее в Сохо /Нью-Йорк/, в воскресенье 5 февраля 1978 г. Те две пьесы предполагались как взаимодополняющие камерные произведения для аудитории друзей, приглашенных в салон Джоанны, но для расширения сферы их действия исполнение было перенесено в "Китчен".

Термин "фриппертроникс" был выбран для того, чтобы отделить мою сольную работу от предыдущих разработок, осуществленных с различными группами и музыкантами таким образом, чтобы это неформальное спонтанное событие не смогло бы стать слишком многообещающим. Чтобы пояснить это, в своем речевом вступлении я отказался участвовать в ставших нормальными вампирических взаимоотношениях между аудиторией и исполнителем, сохранив за собой право быть скучным и неинтересным, но иногда опускаясь до остроумных едких аллегорий для того, чтобы произвести впечатление на присутствовавших критиков, убивать время - в общем, выглядеть соответственно надоедливости звучания. А аудитория имела полное право реагировать так, как ей хотелось.

Существует 2 категории frippertronics: "чистая" и "прикладная". "Прикладная" - это прием, когда фриппертроника используется в ансамбле как альтернатива традиционным аранжировке и оркестровке - натуральным либо синтетическим. "Чистая" - это образцы-применения фриппертроники в одиночку, и сама по себе она имеет. 2 категории: "пространственная", или "обволакивающая" в том смысле, который придает ей Брайен Эно - ее /в силу ее благозвучия/ можно игнорировать или пропускать мимо ушей. А вот "императивная", или "навязчивая" фриппертроника, наоборот, требует внимания, чтобы следить за логикой ее развития.

Бросок в 1981 год, начавшийся 11 сентября 1978 г. - целая компания, шедшая на трех уровнях: во-первых, на рыночном /но она не управлялась системой ценностей рынка/, во-вторых, как средство изучения и опубликования части близких моему сердцу идей, и, в-третьих, как персональная дисциплина. Мне кажется, фриппертроника - идеальное средство насыщения энергией драйва. И с апреля по август 1979 г. я предпринял небольшое, мобильное и, надеюсь, не слишком известное турне по Европе и Сев. Америке, обычно заключавшееся в бесплатной игре в ресторанах, конторах, магазинах грампластинок, кинотеатрах, клубах и центрах искусств. Главное, чего я добивался - представить импровизированный, "обычный" концерт фриппертроники так: Фриппертроника есть попытка помочь человеческому контакту в месте представления. В 1974 г. я оставил King crimson по нескольким причинам. В смысле профессиональном это было в основном результатом снижения возможности к любому реальному контакту между аудиторией и исполнителями. Это показалось мне вызванным тремя основными причинами: во-первых, увеличением численности аудитории на рок-концертах; во-вторых, общепринятое представление о рок-музыке как о зрелищном мероприятии, эдаком "спорте"; и, в-третьих, вампирическими взаимоотношениями между аудиторией и исполнителем.

Помимо прочих целей, фриппертроника имеет возможность сделать три шага к идиотизации или, если хотите, к интеллигентности:

1. Сокращение аудитории рок-концертов до 10+250 чел.
2. Активное восприятие музыки, ставящее слушателя в положение равной ответственности с исполнителем.
3. Ироничное отношение к социальным претензиям по обе стороны рампы, к эгоцентризму и самодовольству.

В такой ситуации вместе с активным восприятием и отказом от попыток "законсервировать" концерт на фонограмме или видеоленте повышается вероятность того, что произойдет нечто весьма значительное.

Технически многое зависит от звукозаписи - таким образом, "базовые петли" фриппертроники генерируются на концерте и позже остаются на ленте. Вся фриппертроника этого альбома взята из "фриппертроникс-турне" 1979г. "Red Two Scorer" - 1-я вещь из дневного концерта в Tower Records, Berkeley, 30 июля 1979 г., "God Save the Queen" и "1983" - 1-я и 2-я вещи с вечернего концерта в Bear's Layer, Berkeley, 30 июля 1979 г Один джентельмен из аудитории Bear's Layer попросил меня сыграть "Star Spangled Banner" в память о 10-й годовщине Вудстока Я ответил, что поскольку эту вещь тогда, на Вудстоке, играл другой гитарист, может быть, для меня, как для англичанина, было бы более приемлемо сыграть "God Save the Queen" и я сымпровизировал петлю на начальных нотах этого гимна. Практически, как только петля была готова, я перемотал ленту и во время воспроизведения петли солировал, одновременно преобразуя сигнал в стереофонический. Ни одного из этих соло на пластинке нет Для этого альбома я, сделав над собой значительное усилие, оставил лишь оригинальную петлю, но я думаю, что сама по себе фриппертронизированная гитара обладает некоторыми качествами, делающими ее достойной фиксации на магнитной ленте. Я хотел назвать этот альбом "Music for sports", но потом решил не вторгаться в область, разрабатываемую моим другом Брайеном Эно, чья работа с "пространственным" звуком теперь довольно известна и требует от меня определенной поддержки. На моем личном опыте я убедился /см. первоначальное название альбома/, что "фриппертроника" "работает" во многих жизненных ситуациях. Призываю слушателя поэкспериментировать с ситуациями, где можно использовать эту музыку в качестве аккомпанемента для широкого спектра полезной деятельности и как тренировочный материал для выработки активного восприятия.

Роберт Фрипп
FRIPP WORLD, H.Q. Whimborne, Dorset Jan 4th, 1989

Роберт Фрипп да падет власть!

Мы уже вступили в ту эру, когда широко распространилась и ускоряется эрозия широкого спектра маленьких личных свобод, к которым мы привыкли и которые часто признаются конституцией и законом. Привлечь к этому внимание - совершенно необходимо в смысле полемики. "Соблюдение приличий противоположения", которое предложил виконт Саймондс, - современная альтернатива богохульству и ереси. Направление на 1981 год соблюдало те приличия.

Небольшое подвижное турне фриппертроники по ресторанам, магазинам грампластинок, офисам, столовым, музеям, клубам, кинотеатрам, телестудиям, включая выступление на фестивале в Монтерее, приводило меня в Канаду, Англию, Германию, Швецию, Данию, Бельгию, Голландию, Францию, Швейцарию, Испанию и США между апрелем и сентябрем 1979 года. Среди прочего, я получил детальное представление о деятельности фирмы "ПолиГрам" на двух Континентах вообще, что было бы невозможно для любого другого члена этой организации. Встретившись с противоречиями того, что я увидел, я начал писать серию статей, касающихся политики и экономики музыкальной индустрии. Они были опубликованы журналами "Musician, Player and Listener magazine" в Америке и "Sound International" в Англии. Я подходил к этому с позиций критической доброжелательности и обязательного желания изменить ситуацию изнутри. Насколько мог, я пытался быть беспристрастным и уважать стороны, придерживающиеся разных взглядов.

По моему убеждению, вся политическая деятельность, направленная на изменение средств труда, неэффективна без изменения наших способов труда, а это является, в сущности, личным делом. Если мы изменим наш способ делания чего-либо, неизбежно последует структурная перемена. Если мы стремимся к такой личной перемене, нам необходима дисциплина, а единственная эффективная дисциплина - это самодисциплина. Внешняя дисциплина, т. е. контроль, нормальное руководство авторитарными органами вырабатывает по меньшей мере равное противодействие. Эффективность контроля, умноженная технологией и направленная на внешние стороны, только порождает де -контроль во все более возрастающих размерах. Это не является необходимым и в еще меньшей степени -неизбежным; а уход от этой тенденции должен быть постеленным и в основе своей - личным. Но музыка для нас - тот друг, с которым надо считаться в трудные минуты.

Музыканты-гастролеры склонны относиться к своим прошлым турне с содроганием. За все 12 лет моей гастрольной деятельности гастроли фриппертроники из которых взят этот альбом, были самыми тяжелыми, самыми многообещающими и плодотворными. Это единственные гастроли, о которых я вспоминаю без сожаления. Я многим лично обязан Крису Уитерс - Грину, который проехал со мной через всю Европу, Фреду Шухману, проехавшему всю Северную Америку, и Энн и Эду из "Е. G. RECORDS" в Нью-Йорке. Эта экспедиция была бы невозможна без них. Гастроли начались в небольшом офисе "ПолиГрам" в Монреале в 1979 году. И в Монреале же я счастлив сейчас писать эти заметки, и я с благодарностью признаю поддержку и здоровый скептицизм многих людей на музыкальном рынке, как продавцов, так и покупателей.

"1985" был, первой, а "1984" - второй пьесами, исполненными в ванкуверском театре на Робсон-сквер 4 августа 1979 года, а "1987" - 6 августа. "1986" - вторая пьеса с концерта в "TOWER RECORDS", Беркли, 30 июля 1979 года /первая - "Red two scorer"/. "1988" взята из концерта в Уолкеровском Центре Искусств в Миннеаполисе 22 июня, а "1989" - с концерта в Мэбахи-Гарденз, Сан-франциско, 29 июля.

Этот альбом начинается там, где заканчивается "Боже, храни королеву". Таким образом, альбом Лиги Джентельменов - продолжение моего интереса к танцевальной музыке, первоначально выраженного в Дискотронике и представленного на "Тяжелым манером". "Да падет власть!" можно рассматривать как пятый шаг в трилогии на Направлении к 1981 году. Он завершает мое обязательство по записи пластинок в этой первой трехлетней кампании. Следующий шаг - дисциплина, первый шаг на Наклонении к 1984 году, моей второй трехлетней кампании в сфере рынка.
Ну а Теперь забудьте все это.

Шато-Версаль, Монреаль 23 февраля 1981 года

1. Можно функционировать внутри любой структуры.
2. Если можно функционировать внутри любой структуры, то некоторые структуры более эффективны, чем другие.
3. Не существует универсально соответствующих структур.
4. Приверженность цели внутри несоответствующей структуры дает толчок к созданию соответствующей структуры.
5. Апатия, т. е. пассивная приверженность внутри соответствующей структуры будет способствовать ее разрушению.
6. Догматическая привязанность к предполагаемым достоинствам определенной структуры препятствует поиску соответствующей структуры.
7. Существует трудность в определении соответствующей структуры, поскольку она всегда останется мобильной, т. е. в процессе.
8. Не должно быть трудности в определении цели.
9. Соответствующая структура будет опознавать структуры вне себя.
10. Соответствующая структура может функционировать внутри любой большей структуры.
11. Если соответствующая структура может функционировать внутри любой большей структуры, то некоторые большие структуры более эффективны, чем другие.
12. Не существует универсально соответствующих больших структур.
13. Приверженность соответствующей структуры цели внутри большей несоответствующей структуры дает толчок большой соответствующей структуре.
14. Количественная структура подвергается воздействию качественного действия. 15. Качественное действие не ограничивается численно.
16. Любая маленькая единица, приверженная качественному действию, может вызвать коренное изменение в масштабе далеко за пределами своего количественного измерения.
17. Количественное действие осуществляется путем насилия и порождает противодействие.
18. Качественное действие осуществляется путем примера и возбуждает взаимодействие.
19. Взаимодействие между независимыми структурами - каркас взаимовлияющих единиц, который сам по себе является структурой.
20. Любая соответствующая структура, состоящая из взаимодействующих единиц, может функционировать внутри любой другой структуры, состоящей из взаимодействующих единиц.
21. Поскольку это так, то некоторые структуры, состоящие из взаимодействующих единиц, более эффективны, чем другие.

 

Hosted by uCoz